Системные основы общения


Системные основы общения
(в физиологии) - сформулированная П. К. Анохиным общая теория функц. систем (Анохин, 1968), как одно из направлений системного системного подхода к явлениям природы и общества (Л. фон Берталанфи). В основе О. живых существ лежат системные механизмы. Функц. системы - динамические, самоорганизующиеся и саморегулирующиеся построения, все составные элементы к-рых взаимодействуют и взаимосодействуют достижению полезных для отдельных индивидов и сообществ приспособительных результатов (Судаков, 2007). В кач. полезных приспособительных результатов О. людей выступают показатели жизнедеятельности, удовлетворяющие их витальные и социальные потребности. Динамика системных процессов О. определяется системоквантами психич. и поведенческой деятельности людей: - от потребности к ее удовлетворению. О. людей может осуществляться с неодушевленными предметами, животными, друг с другом и группами. Для людей в отличие от животных характерно социальное О. друг с другом и с гос. и обществ. организациями. О. людей, как правило, строится на эмоциональной и словесной основе соответствующих функц. систем, составляющую их информационную сущность. Согласно теории функц. систем процесс О. людей формируется системной архитектоникой психич. деятельности, включающей такие узловые стадии как афферентный синтез, принятие решения, предвидение потребных результатов - акцептор результатов действия, эфферентный синтез, поведение и постоянную оценку параметров достигаемых субъектами результатов акцептором результатов действия с помощью обратной афферентации. О. людей происходит на основе принципа доминанты (Ухтомский, 1997). Посредством доминанты живой организм устанавливает свое отношение к среде - не как пассивный наблюдатель, а как активное существо. Доминанта определяет подчас подсознательную установку личности на восприятие опр. субъективно окрашенной информации. При этом доминирующая потребность и сформированная на ее основе доминирующая мотивация завладевают сознанием. Др. потребности либо способствуют доминирующей деятельности, либо вытормаживаются. В групповой деятельности в процессе О. нередко формируется лидер, берущий на себя функции доминирования в опр. деятельности. Главенствующая роль в О. людей принадлежит ведущим компонентам афферентного синтеза - доминирующей мотивации и памяти. Не меньшую значимость в О. имеет информация об удовлетворении исходных потребностей подкрепление. Удовлетворение в процессе О. потребности сопровождается в разл. степени выраженной положительной эмоцией. Неудовлетворенная потребность сопровождается отрицательной эмоцией, к-рая в опр. степени стимулирует деятельность субъектов, направленную на удовлетворение их ведущих потребностей, т. е. достижению полезных социально или индивидуально значимых результатов. В функц. системах, определяющих О. людей, также как и в др. функц. системах, имеется аппарат прогнозирования и контроля результатов их деятельности - акцептор результатов деятельности. Этот аппарат постоянно оценивает результаты О. людей друг с другом, с правительственными, законодательными, политическими, религиозными, образовательными и др. учреждениями. О. строится на взаимодействии акцепторов результатов действия собеседников, а также с законодательными, планирующими и контролирующими гос. учреждениями. Акцептор результатов действия определяет целенаправленную деятельность собеседников и обогащается в процессе О. При этом формируются жизненные стереотипы, определяющие интеллект личностей. Формированию интеллекта людей способствует О. с произведениями культуры: книгами, музеями, памятниками архитектуры, религ. культами и т. д. Воспринимая окружающий мир, человек естественно видит лишь то, что нужно ему для удовлетворения своих потребностей. Свои устоявшиеся стереотипы он нередко считает единственно истинными. И только с того момента, писал А. А. Ухтомский, когда человек пробьет скорлупу своего одиночества и поставит центр тяготения на лице другого, он впервые получает во встречном Собеседника. При групповом О. может наблюдаться мультипараметрическое взаимодействие, когда изменение параметров результатов деятельности одной группы людей перестраивает результативную деятельность др. групп. Все большую роль в О. совр. людей играют мобильные телефоны, электронная почта, факс, интернет, радио- и телекоммуникации и др. О. людей все активнее распространяется на космическую сферу. Человечество все активнее познает информационную сущность ноосферы (Вернадский В. И.), к-рая, в свою очередь, оказывает существенное влияние на деятельность людей. Гармоническое О. человечества с информационными сферами Земли и Космоса - необходимое условие прогрессивного развития человеческого общества. Сбои и нарушения в физиол. процессах, обеспечивающих О. (также как и анатомические нарушения органов человеческого организма, обеспечивающих О. на уровне организма субъекта О.), неизбежно приводят к кратковременным или долговременным нарушениям О. человека. Лит.: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968; Судаков К. В. Развитие теории функциональных систем. М., 2007; Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник. Этика, религия, наука. Рыбинск, 1997. К. В. Судаков

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Смотреть что такое "Системные основы общения" в других словарях:

  • ЗНАК —         материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3. является осн. средством культуры, с его помощью… …   Энциклопедия культурологии

  • СИСТЕМА —         (от греч. целое, составленное из частей; соединение), совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определ. целостность, единство. Претерпев длит. историч. эволюцию, понятие С. с сер. 20 в.… …   Философская энциклопедия

  • Культура речи — – область духовной культуры, связанная с применением языка; качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. Термин К. р. указывает… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Мерлин, Вольф Соломонович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мерлин (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Аналитик — (Analyst) Специалист, работник фирмы, банка Информация о сфере деятельности аналитиков, финансовая и бизнес аналитика, аналитика валютного и фондового рынка Содержание >>>>>>>> Аналитик это, оределение История Аналитика появилась тогда, когда… …   Энциклопедия инвестора

  • Сагатовский, Валерий Николаевич — (р.11.01.1933) спец. по метафилос., онтологии, гносеологии, филос. антропологии; д р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде. В 1955 окончил филос. ф т ЛГУ. Работал учителем на Горном Алтае. С 1959 по 1977 преподавал филос. в Томске (мед. ин т: с… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Steam — Steam …   Википедия

  • Steam Community — Steam Стандартный интерфейс Steam. Тип Система цифровой доставки контента / DRM Разработчик ОС Windows 2000 …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Системные основы общения» >>